Школьный музей
Большая поисковая работа учащихся и учителей школы на протяжении всей деятельности способствовала накоплению богатого краеведческого материала по истории родной школы, истории улицы Полубоярова. Учителя и учащиеся побывали во многих домах сторожилов улицы, беседовали с ветеранами, записывали воспоминания участников боев за Родину, собирали фотографии и другие документы, подлинные исторические материалы, представляющие историческую ценность. Длительное время шла переписка учащихся школы – Парфеновой Татьяны с Орловым А.А., с военнослужащими Кантемировской танковой дивизии.
К 50 – летию Победы под руководством Гуцал Г.И., Тыняной Т.С., Паневина В.Х. собран материал « Летопись Великой Отечественной войны», оформленный в альбомы. С помощью краеведов школы внесен определенный вклад в составление «Книги памяти» района. Этнографический материал, старые учебники, орудия труда прошлого представили пожилые люди, у которых они сохранились.
К 55 – летию со дня освобождения Кантемировки был открыт школьный музей «Мы – Россяне».

Дата открытия музея: 19 декабря 1997 года.

Характеристика помещения: классная комната 40 кв. метров.

Разделы экспозиции:
1. Мой край родной.
2. Русь изначальная.
3. Русь трудовая.
4. Русь праздничная.
5. Русь святая.
6. Начало всех начал.
7. Предприятия микрорайона.
8. Освобождение Кантемировки.
9. Береги кантемировца имя.
10. Награды Отечества.

Оформление и оборудование экспозиции: стенды, экспонаты, доклады, рефераты, гербарии, фотодокументы.

Краткая характеристика экспонатов основного фонда: фотоальбомы, учебники, домашняя утварь, старинные орудия труда, народный костюм, мебель, предметы церковного обихода, грамоты, оружие, предметы военного обихода, награды – ордена, медали, знаки отличия.

Количество экспонатов: 897
Из них подлинных: 600.

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ музея посвящен природе родного Кантемировского края. Наш район расположен в степной зоне с обыкновенными и южными черноземами (около 80 % земель). Территория Кантемировского района расположена на правобережье Дона, поэтому у нас имеется много рек и речушек равнинного типа: Богучарка, белая, Студеная, Овчинная, Федоровка, а также пруды. Флора и фауна Кантемировки представлена типичными для лесостепи животными и растениями: заяц – русак, лиса, бобр, куница, сурок; дуб, береза, клен, черемуха и др. В районе обнаружены и добываются полезные ископаемые: охра, бурый уголь, коксующийся уголь. В Кантемировском районе ведется охрана природных ресурсов: созданы заказники, урочища. Учащимися нашей школы экспозиция постоянно пополняется.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ. «От Руси до России» - путь, пройденный нашими предками с надеждой и тревогой, болью и радостью, верой в светлое будущее. Территория края стала заселяться донскими казаками в 16 – 17 веках, тогда же территория вошла в состав Российского государства. Основание поселка связано с именами Алексея Тараканова, Константина Кантемира, Антиоха Кантемира. Имя Антиоха Кантемира больше известно в истории, т.к. он был замечательным поэтом.
В древнерусском обществе бытовала пословица: «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства» - она выразила благоговейное отношение к труду. Наши предки жили работой, труд всегда был в почете, первым обеденную трапезу начинал работник. Все в народе делалось добротно, с любовью: и вышитый рушник, и орудия труда, и посуда.
Наши предки были люди набожные, религиозные, поэтому неотъемлемой частью каждой избы были иконы, которые находились в красном углу, украшенные рушниками. Мы попытались собрать материал об истории Свято – Троицкого храма. Он основан в 1865 г. Имена первых настоятелей неизвестны, т.к. архивы были уничтожены фашистами, расположившими в его здании свой штаб. Нынешний настоятель отец Иоанн предоставил иконы.
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ. Раздел « Начало всех начал» - история образования в слободе Кантемировке. Наша школа ведет свое начало с церковно – приходской школы, которая в конце 19 в. находилась во дворе Благовещенской церкви. Заведующий – Углеватый Василий Иванович.Затем школа была преобразована в земскую, которая подчинялась отделу народного образования губернской земской управы. После 1917 г. было построено здание школы для начальных классов. В 1934 г. здание церкви было взорвано, а на ее месте построено одноэтажное здание. С 1939 г. школа стала семилетней. С 1971 г. построено здание средней школы. В настоящее время в школе постоянно обучается более трехсот учащихся, более двадцати награждено золотыми и серебряными медалями.
Символом раздела «Начало всех начал» является солнце, в центре которого фамилии «золотых» и «серебряных» медалистов; лучи солнца – учителя, работавшие в школе в разные годы. История образования школы № 2 собрана в альбомах: «Летопись пионерской дружины», «Комсомольская организация школы» и др.
ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ. Экспозиция « Никто не забыт, ничто не забыто» рассказывает о военной истории нашей страны. Россия издревле становилась преградой для захватчиков, принимала основной удар на себя. Об этом писал поэт Евгений Евтушенко:
Мы прикрыли Европу
Щитами червлеными,
Как прикрыли потом –
Двадцатью миллионами.
Эти слова справедливы и для Великой Отечественной войны. В июле 1942 г. в Кантемировку вступили немецкие и итальянские войска. Их штаб располагался в здании вокзала и церкви. Ранним утром 19 декабря 1942 г. в Кантемировку с южной стороны ворвались танки 4 танкового корпуса генерала Полубоярова. Среди первых был танк Орлова А.А., его подбили немцы, но спасли местные жители. К 21 декабря поселок был освобожден, а в январе 1943 г. корпусу было присвоено звание гвардейского Кантемировского. Почетное звание гражданина поселка был удостоен П.А. Полубояров. В 1974 г. на привокзальной площади установили памятник – танк Т-34.
Ученики школы с удовольствием слушают воспоминания ветеранов, встречаются с воинами прославленной Кантемировской дивизии. Фотоальбомы, карты, обмундирование, предметы военного обихода и оружие всегда представляли интерес для мальчиков, большинство этих подлинных материалов собраны ими.
Уходят из жизни ветераны, остаются память… и награды: ордена, медали. «Орден славы III степени», «Орден Отечественной войны II степени», юбилейные медали – передали внуки Зюбанова И.А. в музей.
К сожалению, наши дни омрачены военными конфликтами. «Они не любят говорить о войне» - так мы назвали стенд о воинах – афганцах и тех, кто служил в Чечне: Корхов С., Пугачев С., Гетманский В.
Материалы и экспонаты музея собраны благодаря поисковой работе всего ученическо – учительского коллектива школы.

Программа работы объединения дополнительного образования «Наследие»


Название программы

Программа краеведческого направления «Наследие».

Актуальность программы

Таинственные и загадочные следы минувшей жизни издавна волновали умы людей. В последние годы резко повысился интерес общества к истории, истокам духовных и культурных ценностей. Но историческая память народа не потеряна. Благодаря краеведению мы можем вернуть из небытия неизвестные страницы жизни общества. Невозможно жить без национальной культуры и идеологии, без собственной истории, без исторических корней. Но для этого историю надо по крайней мере знать. Без воспитания чувства патриотизма, гражданственности, сопричастности культурно – историческому наследию предков невозможно преодолеть вакуум бездуховности, сохранить и возродить духовные ценности цивилизации.

Цели программы

Выявление, дополнительное образование, воспитание и поддержка одаренной и творческой учащейся молодежи.

Задачи программы

1. Развитие интереса учащихся к исследованию истории, формирование научных взглядов.
2. Патриотическое воспитание, формирование гражданственности, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
3. Вовлечение учащихся в творческую работу при исторических исследованиях; развитие детского самоуправления, индивидуальности ребенка, навыков общения в коллективе.

Участники реализации программы

В реализации данной краеведческой программы участвуют дети 11 – 17 – летнего возраста.

Сроки реализации программы

Программа предусматривает годичный срок реализации на уровне дополнительного образования. Образовательные циклы: познавательный, развивающий, исследовательский учитывают возрастные особенности школьников и имеют соответствующие этапы деятельности: подготовительный, основной, заключительный.
Работа осуществляется в рамках школьного краеведческого кружка общей численностью до 15 человек.

Тематическое планирование
№ Дата Наименование темы Содержание работы
1 Выборы Совета и актива музея, утверждение плана работы. Заседание кружка «Наследие».
2. Кантемировка в прошлом. Вводная экскурсия. Изучение экспонатов музея.
3. Основные разделы школьного музея. Теоретическое занятие.
4. Источники знаний по истории родного края. Теоретическое занятие.
5. Учет и хранение собранного материала. Работа с «Журналом учета источников».
6. Пополнение фондов и экспозиций музея. Работа поисковых групп по разделам: - оформление гербария;- пополнение коллекции минералов;- конкурс фотографий «Любимый уголок природы»;- наследие войны.
7. Геральдика. «История награды». Изучение наград времен ВОВ.Изготовление подписей к орденам и медалям.
8. Подготовка лекторской группы. Формирование лекторской группы.Разработка тематики экскурсий.
9. Подготовка экскурсий по разделу «Великая Отечественная война». Подготовка сообщений.Работа с экспозицией музея.
10, 11. Народное искусство (вышивка, рукоделие). Изучение рисунков, символов.Пополнение фондов.Реставрация изделий.
12. «От всей души» (трудовые династии наших выпускников). Встреча с выпускниками.
13. Памятники воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны в Кантемировке и районе. Поиск информации.Учет (запись, фото).
14. День освобождения Кантемировки от немецко – фашистких захватчиков. Экскурсии в музей (по графику).Посещение Аллеи Славы.Экскурсии к памятникам.
15. Встречи с ветеранами (члены семей учащихся). Запись воспоминаний.
16. Памятники природы на нашей земле. Красная книга Кантемировки. Омельченко Е.И., учитель биологии (лекция).
17. Таланты земли Кантемировской (фольклор, ремесло, промысел). Выявление мастеров, встречи с ними.
18. Архивные документы. Изучение документов.
19. Как изучать местные памятники истории и культуры. Беседа.
20. Утварь. Орудия труда. Поиск, оформление материала, его моделирование.
21. Бабушкин сундук. Викторина.
22. История вооруженных сил. Оформление праздничной стенгазеты «С днем защитника Отечества».
23. «День, пахнущий мимозой…» История праздника – лекция для учащихся 6 – 8 классов.
24. Экскурсия в местный краеведческий музей. Просмотр оригинальных экспонатов.
25. Моя улица, ее имя. Конкурс знатоков – краеведов.
26. Подготовка праздника «Масленица». Работа творческих групп.
27. Великий пост. Христианские традиции.Рецепты постной кухни.
28. Экскурсия в Свято – Троицкую церковь.
29. Тайны старого дома. Сбор материалов о жилище.
30. Экскурсия по поселку. Здания прошлого и настоящего.Памятники архитектуры.«Лицо» поселка.
31. Подготовка к празднованию Дня Победы.
32. Участие в праздничном митинге. Возложение цветов к памятнику.
33. Подготовка к отчетному мероприятию. Итоги работы. Выпуск стенгазеты.Творческие работы.
34. Отчет об итогах работы. Итоги конкурсов.Награждение активных краеведов.

Темы экскурсий:
1. Край родной, навек любимый…(обзорная экскурсия).
2. 300 лет профессиональной школы Воронежской области. История родной школы.
3. Наш край в годы войны.
4. Освобождение Кантемировки.
5. Герои Советского Союза – наши земляки.


1.Экскурсии (1 раз в неделю).
2. Проведение уроков по истории края (по планам учителей истории и классных руководителей).
3. Выставки материалов фонда (1 раз в месяц).
4. Подготовка юных экскурсоводов, музейных работников. «Положение о правах и обязанностях экскурсоводов школьного музея» (1 раз в неделю).
5. Разработка и оформление новых экспозиций (1 раз в месяц).
6. Подготовка сообщений, докладов, рефератов (1раз в месяц).
7. Проведение бесед и консультаций (1 раз в месяц).
8. Выпуск стенных газет, стендов (2 раза в год).
9. Переписка со знаменитыми людьми поселка (в течение года).
10. Переписка с музеями (в течение года).
11. Поездки и походы по историческим местам района.
12. Посещение школьного музея Кантемировского лицея.
13. Проведение классных часов (по планам классных руководителей).
14. Встречи с ветеранами, вдовами и труженицами тыла. Оказание им помощи в хозяйстве и быту (1 раз в месяц).
15. Поздравление ветеранов войны и труда (к праздникам).
16. Организация праздника пожилых людей (октябрь).
17. Составление своей родословной (март).
18. Фотографирование участников школьных событий (по плану)
19. Консультации научных сотрудников архивов, музеев (4 раза в год).
20. Участие в районном смотре-конкурсе школьных музеев.
21. Переписка с военнослужащими российской Армии - выпускниками школы.
22. Изучение «Книги Памяти» и поиск погибших жителей поселка.

Основные принципы построения экспозиции
1. Научность.
2. Доступность.
3. Наглядность.
4. Эстетичность.
Принцип научности предполагает достоверность, соответствие содержания экспозиции современным научным знаниям. При этом и экспонаты, и отдельные стенды или витражи внутри экспозиции должны быть размещены по хронологическому принципу и таким образом, чтобы создавалось целостное восприятие развития исторического процесса во взаимосвязи своих явлений. В ряде случаев необходимо предусматривать и территориальный принцип показа экспонатов.
Принцип доступности исключает перегрузку экспозиции дублирующими материалами, детализацией, обилием специальной терминологии и пространно изложенными формулировками в аннотациях. Аннотации должны быть четкими и краткими по отражению существа аннотируемого материала. Очень важно при этом найти такое решение подачи материала, чтобы, сохраняя научный принцип, экспозиция удовлетворяла в познавательном отношении запросы учащихся разного возрастного уровня и разной степени подготовленности.
Принцип наглядности предполагает простоту ориентирования в содержании экспозиций, где отдельные комплексы должны «смотреться», не заглушая друг друга. При этом следует использовать широкий набор приемов и методов показа материалов: объемный в сочетании с плоскостными графическими и художественными реконструкциями, использование электрических подсветок и т.д.
Принцип эстетичности предусматривает высокий уровень художественного исполнения экспозиции.
 

Сайт управляется системой uCoz